Gerb

Ивановский государственный медицинский университет

Просветительская деятельность волонтеров «Неврологического десанта»

Minify img
Inline

«Неврологический десант» объединяет в своем составе команду волонтёров, которая занимается информационно-просветительской работой в рамках Школы здоровья на базе клиники ИвГМА. Волонтерская группа начала свою деятельность в 2013 году. За это время сменилось 7 поколений волонтеров. Бессменной остаётся руководитель и вдохновитель команды - д.м.н., профессор кафедры неврологии и нейрохирургии Ирина Петровна Ястребцева.

Обучающиеся, как будущие врачи, считают важным профилактировать ситуации, затрудняющие повседневную жизнь пациентов, позитивно влиять на факторы риска развития заболеваний и их осложнения. В этой связи студенты встречаются и беседуют с больными, перенесшими заболевания нервной системы, системы кровообращения, опорно-двигательного аппарата. Помимо регулярных встреч, проводятся информационные акции, приуроченные ко дням, объявленным Всемирной организацией здравоохранения как Всемирные или международные дни борьбы и профилактики конкретных заболеваний. Для наибольшей наглядности при проведении таких встреч используется наглядный материал для визуализации обсуждаемых вопросов и повышения интереса аудитории. Учитывая трудности восприятия многими пациентами сложных медицинских терминов и формулировок, волонтёры стараются на простом и доступном языке говорить о сложных вещах.

Все обсуждаемые темы важны для данного контингента больных.

Так, беседа, посвященная профилактике цереброваскулярной патологии, остаётся актуальной, поскольку по статистическим данным в структуре общей смертности и инвалидизации населения инсульт занимает лидирующие позиции. Пациенты, которые уже перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, должны знать факторы риска его повторного развития для профилактики рецидива церебральной катастрофы. А больным, которые не сталкивались с данной ситуацией, также полезна данная беседа для первичной профилактики её развития. Элементарные упражнения, выполняемые в присутствии волонтёров, позволяют продемонстрировать вариант повседневной физической разминки. В своих сообщениях волонтёры уточняют первые клинические признаки острого нарушения мозгового кровообращения для своевременного обращения пациентов за медицинской помощью.

Аналогично профилактическому направлению при цереброваскулярных заболеваниях, проводятся встречи по предотвращению вертеброгенных проблем со здоровьем. На них особое внимание уделяется правильной организации своего рабочего места и места повседневной жизни, рациональным движениям и правилам перемещения, в том числе с тяжестями и грузами.

Для пациентов с центральным парезом интересна беседа, посвященная особенностям осуществления жизнедеятельности на тему «Слабость в руке и ноге? Но жизнь продолжается!». Студенты рассказывают, как можно организовать зону проживания и бытовой деятельности больного человека, как её рационально оборудовать. В ходе встречи пациенты выполняют упражнения, которые направлены на улучшение отдельных двигательных функций и навыков.

Тема следующей беседы для пациентов - «Профилактика падений». В силу возрастного снижения активности, атрофии мышц и слабости в ногах, расстройств чувствительности и высшего мозгового контроля равновесия, люди пожилого и старческого возраста, наряду с пациентами неврологического профиля, подвержены риску падений с развитием травм и инвалидизацией больных. В этой связи особую актуальность приобретает профилактика падений. Из беседы с волонтерами пациенты узнают о правильном подборе безопасной обуви, возможных вариантах оборудования помещения для создания благоприятной при передвижении среды. Студенты обращают особое внимание на вещи, ухудшающие условия безопасного перемещения пациентов.

Беседа на тему «Если нарушена чувствительность» посвящена разнообразным подходам к сенсорной стимуляции у пациентов с расстройством данной функции. Приводятся отдельные методы, позволяющие усилить общую чувствительность. Показывается целесообразность работы с отдельными органами чувств и их целенаправленного тренинга специальными методами воздействия в случае нарушений.

Отдельная встреча посвящена психоэмоциональным аспектам повседневной жизни как основе восстановления нарушенных функций и улучшения вовлеченности больного в бытовую, социальную, духовную, культурно-политическую жизнь с учетом индивидуальных личностных качеств человека. Тема данной беседы - «Тревога мешает жить? Что же делать?». Актуальность темы определяется высокой частотой встречаемости тревожно-депрессивных расстройств, особенно у лиц с церебральной патологией. Эмоционально-волевые нарушения существенно снижают эффективность реабилитационных мероприятий и вторичной профилактики, поэтому требуют особого внимания. Волонтёры приводят рекомендации по профилактике патологической тревоги. Также они рассказывают о комплексе упражнений и возможных занятиях, которые позволяют пациентам отвлечься от тревожных мыслей: это арт-, музыко-, цветотерапия, метод "безопасный предмет", упражнение "точки на потолке". В завершении встречи приводятся признаки, требующие обращения за квалифицированной медицинской поддержкой.

Одним из серьёзных проявлений инсульта является нарушение речи, чему волонтеры также посвящают информационно-просветительскую беседу «Трудности с речью? Давайте поговорим». Они раскрывают причины данной проблемы, приводят возможные виды изменения речи и рассказывают о подходах к лечению и реабилитации этих больных. Обучающиеся вместе с пациентами выполняют артикуляционную гимнастику. Особое внимание волонтёры уделяют невербальным методам коммуникации для данных пациентов, что существенно расширяет возможности внутрисемейной, межличностной и социальной интеграции больных.

Неизменный интерес слушателей, особенно со стороны пожилых людей, вызывает беседа на тему «Когда с памятью проблемы». Ведь ослабление памяти и внимания, замедление темпа мышления в повседневной жизни отмечают люди с возрастом и вследствие перенесённого заболевания. Но умственные функции, также как и мышечная система, достаточно хорошо тренируются. Существуют гаджеты и продуманные дополнения для интерьера, позволяющие компенсировать когнитивные проблемы больных. Именно об этих фактах волонтёры и рассказывают слушателями. В ходе беседы пациентам предлагается несколько простых упражнений для ежедневной тренировки памяти. Волонтеры рассказывают слушателям о возможностях регулярных когнитивных нагрузок ещё до появления первых симптомов нарушений.

Содержание беседы на тему «Головная боль: опять обезболивающее?» заключается в описании первичных (головная боль напряжения, мигрень, кластерная головная боль) и вторичных форм головной боли. Волонтеры рассказывают пациентам о причинах данной проблемы, провоцирующих факторах, особенностях клинической картины цефалгии, требующей особого внимания и обращения за медицинской помощью. Студенты демонстрируют методику точечного массажа в домашних условиях для самопомощи в случае появления обычной для пациента боли. Обучающиеся рассказывают правила безопасного приёма обезболивающих средств, обучают требованиям к ведению дневника головной боли, который поможет врачу в постановке диагноза. В завершении беседы волонтеры вновь повторяют симптомы, при которых необходимо незамедлительно обратиться к врачу.

В сентябре 2017 г. д.м.н., профессором кафедры неврологии и нейрохирургии И. П. Ястребцевой и д.м.н., заведующей кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья института последипломного образования Е. К. Баклушиной были разработаны тесты для оценки информированности по вопросам здоровья. Далее волонтеры «Неврологического десанта» под руководством Ястребцевой И.П. стали проводить динамический контроль информированности волонтеров и пациентов неврологического и терапевтического профиля путем двукратного анкетирования до и после информирующе-обучающих лекций. В результате проведенной работы было выяснено, что беседы в рамках Школы здоровья повышают информированность пациентов о способах бытовой и социальной адаптации к изменившимся в связи с перенесенным заболеванием условиям жизни и о методах профилактики цереброваскулярной и вертеброгенной патологии. Предварительное обучающее занятие со студентами повышает их уровень знаний об аналогичных вопросах и способствует формированию профессиональных компетенций специалиста. Полученные результаты были опубликованы в журнале перечня ВАК (Ястребцева И.П., Белова В.В., Ермолаева Е.В., Тычкова А.С. Информированность пациентов неврологического профиля и студентов медицинских вузов о способах повышения качества повседневной жизни. Вестник восстановительной медицины. 2020; 6 (100): 39–44. https://doi.org/10.38025/2078-1962-2020-100-6-39-44).

Группа «Неврологический десант» продолжает свою информационно-просветительскую деятельность. Волонтеры-медики считают важным обезопасить будущее пациентов, ведь как утверждал великий английский мыслитель Фрэнсис Бэкон - «сила наша в знаниях».

Материал подготовлен проф. И.П. Ястребцевой, руководителем ВО "Неврологический десант"


  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img
  • Minify img

Открытый вопрос Вопрос ректору